пятница, 2 января 2015 г.

Family

Эдуард Говорушко

ЗАГОВОРИ, ГОВОРУШКО

Экскурс дилетанта в историю рода и к истокам фамилии
или пособие по поискам предков

Родства не помнящие

В юности, где бы я не назвал свою фамилию, она вызывала добродушную улыбку. В ответ я тоже улыбался - застенчиво, как бы разводя руками, что, мол, поделаешь, такая вот  Говорушко вышла. И таким образом  открывал путь к сердцу собеседника, а особенно – собеседницы. Тем более, что при более близком знакомстве выяснялось, что я действительно совсем не дурак поговорить. Так было везде, кроме, естественно, белорусской деревни Остров, где я родился: там  Говорушек, как говорится, хоть пруд пруди и всех  знали отнюдь не по одежке.

Об истоках  столь занятной и редкой, как мне казалось фамилии,  впервые задумался, да и то рикошетом, на втором курсе  университета, когда на факультетском капустнике мне посвятили эпиграмму: « Не зря, наверно, все находят, что фамилия  ему подходит!». Все с моей фамилией тогда казалось яснее ясного. Настолько, что  даже в голову не приходило поговорить на этот счет  хотя бы с отцом или деревенскими стариками – однофамильцами. Позже, когда стал собственным корреспондентом газеты «Советская торговля» по Прибалтике, появился еще один повод задуматься на этот счет. В адрес редакции из Украины пришло письмо, автор которого просил переслать его «вашему корреспонденту в Риге».  Мой однофамилец, одинокий пенсионер, хотел  в наследство мне оставить новый дом со всем имуществом и приличную сумму денег на сберкнижке, если окажется, что мои предки перебрались в Белоруссию из Украины. Дальние родственники, значит. Никаких документальных свидетельств тому не требовал.  Мне предлагалось просто поговорить с отцом: подтвердит он эту версию - потенциальный даритель согласен поверить обоим на слово. В нашей деревне и в близлежащем местечке Поболово, куда мы перебрались после окончания Великой Отечественной войны, действительно жили несколько семей переселенцев с Украины, откуда их выгнал голод тридцатых годов прошлого века. Отец, однако, не подтвердил. По его словам  мой дед, и его дед родились в деревне Остров, а откуда они тут появились, не знает никто.

Это сейчас все озабочены генеалогией, все ищут свои корни, желательно дворянские. В советские времена мало кого волновали предки. Рабоче-крестьянская страна занятие родословными не поощряла  –  мы строили государство с нуля, да и нашли каждого из нас в капусте. Архивы были закрыты, чтобы получить допуск  в любой из них надо было пройти огонь и воду. Да и опасны были такие поиски, вдруг действительно выяснится, что ты из дворян: ставь крест и на карьере, и на благополучии.

Словом, в тот раз я не воспользовался случаем обстоятельно поговорить с отцом о  предках, о том как жил и каким был мой дед, уже не говоря о том, чтобы выяснить его мнение об истоках фамилии.

С тех пор много воды утекло. Пока были живы родители, другие родственники - их сверстники, мне ни разу не пришла в голову мысль расспросить их и начать исследование родословной. Но однажды уже в Америке, дочь Юлия,  обратилась ко мне с предложением написать что-то о предках  для Андрея и Анны, моих американских внуков И тут со стыдом и горечью осознаю, что даже не знаю отчества  своего деда, только имя. Да и то потому что, слава Богу, не забыл имя-отчества  отца –Лука Романович Говорушко. И спросить уже некого...

Мир полон Говорушек

К этому времени я уже был в «Одноклассниках» и с интересом узнал, что фамилия моя отнюдь не редкая, а очень даже распространенная. Говорушки, как грибы, распространились по всему миру. Живут в Белоруссии и Украине - как в западной, так и восточной; во всех уголках необьятной России, в том числе в на Кольскоми полуострове, Архангельской области, в Западной и восточной Сибири, на Дальнем Востоке; в Казахстане. Киргизии, Узбекистане. По крайней мере пять семей – в США, а также в Англии, Германии и даже на Кубе! Только в группе «Говорушко. Кто мы?» около около 80 представителей этой фамилии. А есть еще и Говорушкины - в Белоруссии, Украине и по всей России. Практически сразу же с появления в «Однок лассниках» ко мне стали приходить письма с просьбами рассказать о своих корнях, высказать мнение о происхождении фамилии. Особенно настойчивым в исследовании своих корней оказался  Владимир Николаевич Говорушкин, металлург, коренной иркутянин из города Шелехова Владимир Николаевич Говорушкин. Он нашел свои корни в нынешнем  Кормянском районе Белоруссии и пришел к однозначному выводу, что его фамилия произошла ... от «моей». Повинны в этом были либо писари в царское время, либо сознательная политика тогдашнего правительства, направленная на руссификацию белорусских фамилий. Если честно, поначалу мне это показалось малоправдоподобным, но Владимир Николаевич, привел  убедительные доказательство того, что его предки носили фамилию Говорушко. Позже и меня «Одноклассники» познакомили меня с Валентиной Говорушкиной, режиссером телевидения в Санкт-Петербурге. Оказалось, ее дед по фамилии Говорушко был моим земляком, жителем соседней деревни «Красный Берег», а отца каким-то образом записали Говорушкиным относительно недавно, в тридцатых годах прошлого века.

Все попытки узнать отчество деда от земляков, сторожилов деревень Остров и Поболово, закончились ничем: «дед Роман и баба Романиха» под таким ником помнили дедушку и бабушку все мои собеседники. На архивы надежды было мало – почему-то с детства засело в голове, что архивы оккупированных  фашистами белорусских регионов, как и моего Рогачевского района, пропали во время Великой Отечественной войны.

Корни не только под землей

Эпохальное изобретение человечества – интернет. Однажды наугад набрал в поисковике два слова «белорусские архивы». И через какое-то время выяснилось, что в Национальном историческом архиве Беларуси ( НИАБ) сохранились метрические книги православных церквей, в том числе и моей – Петра и Павла  в местечке Поболово, некогда Бобруйского уезда, Минской губернии. Позвонил в НИАБ и спросил могу ли получить справку о крещении моего отца, дату рождения которого знал точно. Расчет был на то, что в записи о крещении будут  полные данные и на деда. Одна из сотрудниц Ольга Потапова оказалась на редкость доброжелательным и отзывчивым человеком и попросила перезвонить спустя три недели. Назначенного дня ждал с огромным нетерпением... И услышал: должна, мол,  вас огорчить данных о крещении Говорушко Луки Романовича  в метрической книге поболовской церкви не обнаружено, за этот год вообще нет данных.. Разочарование было угнетающим, к счастью пролилось оно всего полминуты, после чего  моя собеседница продолжила:

-    Но удалось обнаружить запись о бракосочетании  13 мая 1885 года  жениха - крестьянина деревни Остров Романа Осипова Говорушко, 26 лет, православного исповедания  и невесты - крестьянки той же деревни Ульяны Осиповой Шинкевич, 17 лет, православного исповедания. Это ваши?
Тут у меня сомнений не было, ибо к этому времени я уже знал от двоюродной сестры минчанки Анны Политай, что мою бабушку по отцу звали Ульяной.
К тому, обнаружились и записи о рождении у этой пары детей Анастасии, Алексея и Николая, моих тети и дядей.

Примерно через месяц, после перечисления архиву символической суммы, получаю официальную «Копию метрической записи о бракосочетании по Поболовской церкви Бобруйского уезда Минской губернии за 1885 год».

Когда перечитал этот документ в третий раз, воображение перенесло меня в тот торжественный для моих предков день. Бракосочетание состоялось 17 мая, по старому стилю, конечно. На несколько мгновений увидел как от церкви по мосту через речку Добысна направляется в деревню свадебный кортеж из семи повозок и телег. На первой, запряженной тройкой, со звенящими колокольцами под  дугой, обвитой пестрыми бумажными лентами, на желтой соломе, на пестрой самотканом покрывале  - молодые с дружками-шаферами. Принаряжены лошади и следующих за главной повозкой телег, по этому случаю отмытых от навоза, еще недавно равозивших на весенние поля.  На второй  - родители молодых, неизвестные мои предки, на третьей – поручители, выражаясь сегодняшним языком, гаранты долгой и счастливой жизни новобрачных. Их имена сохранились в метрической книге. По жениху – Леон Никитин Говорушко и Илия Павлов Канончик; по невесте – Никита Иванов Борозна и Клим Григорьев Шинкевич. Как я узнал позже, Илия Канончик – являлся отцом девушки Маши,  Марии Ильиничны Канончик,которая позже выйдет замуж за Сергея Ивановича Шинкевича, двоюродного брата невесты. Они – мои дедушка и бабушка по материнской линии. У них  в 1907 году родится дочь Настя. Анастасия Сергеевна Шинкевич в 1932 году выйдет замуж за сына нынешнего жениха – Луку Романовича. Таким образом линии Говорушко и Шинкевич сошлись во второй раз ; троюродные брат и сестра станут моими родителями семью годами позже.

... Свадебная вереница заворачивает в деревню и останавливается перед импровизированным шлагбаумом, украшенный зелеными березовыми ветками. Таким образом деревенские парни и девчата,  неприглашенные на свадьбу, требуют с молодых выкуп. Дружки жениха откупаются заранее припасенными бутылками самогона и закуской, а также дают деньги девчатам на сладости. Бревно убирается, и свадебная вереница продолжает путь к дому родителей жениха, где молодых родители встретят хлебом-солью, а потом начнется свадебное веселье, с обязательной «кражей» невесты и надеванием фаты на лучшую ее подружку.

На подобных деревенских свадьбах я неоднократно присуствовал в послевоенные сороковые годы прошлого века. Уверен, ритуал, если изменился  с тех давних  времен, то незначительно. Теперь лошадей сменили легковушки разных марок, а свадебный пир чаще всего устраивается в ресторане или столовой.

Никто не умирает без следа

Первый успешный поиск в архиве вдохновил, и я решил, что непременно должен восстанавить имена моих предков из того времени, тех, кто мог участвовать в свадьбе моих дедушки и бабушки.

Путь был один - самому поработать в Национальном историческом архиве Белоруссии, находящемся в Минске по улице Кропоткина, д. 56. Архив доступен не только для историков, но и для всех желающих создать свою родословную. Заявление на имя директора архива, в котором излагается цель исследования и открывает вход в читальный зал. После окончания работы вам придется уплатить сравнительно небольшую сумму за пользование архивными документами.

Кстати сказать, на родословные сейчас мода, а потому в небольшой читальный зал зачасту - очередь. Чтобы не загружать сотрудников архива лишней работой, советую зайти на сайт www.niab.by  и ознакомиться с порядком и принципами работы с документами. В частности, если предстоит исследовать Ревизские сказки (перепись населения) разных лет, то нужно знать по каким принципам они составлялись.  То же самое касается и церковных метрических книг. И конечно же, желательно к этому времени узнать, где родились ваши родители (дедушка, бабушка) к приходу какой церкви относилась их деревня, местечко, околица. Советую запастись лупой, ведь придется копаться в древних рукописных фолиантах, листы которых пожелтели, чернильные записи выцвели и пр.  

Оказывается, никто не умирает без следа. Хочется поклониться придумавшим когда-то церковные метрические книги,  и тем, кто их неукоснительно вел, и тем, кто их сохранил, несмотря на войны и революции. А также авторам идеи переписи населения еще в давние времена, а также безымянным  переписчикам заполнявшим так называемые Ревизские сказки.  В результате моих изысканий в НИАБе (исследование Ревизских сказок 1811 и 1850 г.г.), а также метрических книг по Петропавловской церкви местечка Поболово за ряд лет Х1Х века удалось добраться вглубь своего рода - до пра-прадеда.

Итак, на свадьбе своего внука в деревне Остров мой пра-прадед Петр Михайлов Говорушко ( иногда пишется Говарушка)  присуствовать уже не мог - скончался в 1836 году. Зато хлебом-солью  дедушку с бабушкой встретили мой прадед Осип Петрович Говорушко, которому к этому времени исполнилось 68 лет с З4 –летней супругой Ефросиньей Павловной, мачехой жениха. Первая жена моего прадеда – Просковья Григорьевна, мать жениха, скончалась раньше. На свадьбе наверняка гуляли братья жениха – Иван, Кондрат, Степан и сестра Ульяна. Список далеко не полный – мой прадед был женат по крайней мере два раза, и от каждой жены имел  по шесть-семь, а то и больше, сыновей и дочерей. Были, конечно, гости и со стороны невесты – Ульяны Осиповны Шинкевич, но из-за недостака времени установить их имена пока не удалось.

Моя бабушка Ульяна Осиповна  за 19 лет супружеской жизни родила 11 детей – шесть девочек и пять мальчиков. Интересны имена, которыми называли своих детей белорусские крестьяне в Х1Х веке: девочки – Фекла, Пелагея, Анастасия, Татьяна, Прасковья, Антонина; мальчики – Павел, Максим, Алексей, Лука, Николай.  Шестеро детей бабушки скончались, прожив от несколько месяцев до двух лет. Мальчики в те времена, похоже, выживали лучше: среди умерших в раннем детстве четверо девочек и один мальчик. Двое моих дядей по отцовской линии погибли во время Великой Отечественной войны, отец вернулся с войны тяжело раненым... 

Мои предки были крестьянами и, как я до недавнего времени полагал,  сплошь неграмотными или  малограмотными, закончив местную церковно-приходскую школу.  Отец и двое его братьев только после  Октябрьской революции  получили высшее образования и стали учителями. Однако все тот же интернет  заставил в этом усомниться.  «Кубанский календарь за 1898 – 1916 годы», который был оцифрован и выложен в интернет преподнес мне сведения о Козьме  Осиповиче Говорушко, работающем  в эти годы в Майкопе. А позже  в ответ на запросы в

Госархив  Краснодарского края и  Национальный  архив республики Адыгея  поступили более подробные сведения. Оказывается, « ...в 1898 и 1899 годах не имеющий чина Говорушко Козьма Осипович значился в должности секретаря Майкопского сьезда  мировых судей» . А это означает, что сын  белорусского крестьянина был не только грамотным человеком, но и имел какую-то специальную подготовку. Годом позже  был определен на должность судебного пристава Майкопского съезда мировых судей в городе Майкопе, где  успешно проработал довольно длительное время . При этом в 1912 году ему был присвоен чин колежского регистратора – низший гражданский чин 14-го класса в российской Табели о рангах. До Манифеста от  11 июня 1845 гвода этот чин даже давал право на личное дворянство, но позже лишь на почетное гражданство. « В 1915 и 1916 годах  Говорушко Козьма Осипович значился в должности члена Майкопской городской управы и одновременнов должности гласного  (т.е. депутата) Майкопской городской думы» . А это уже авторитетные выборные должности.  Между прочим, в интернете есть сведения и о том, что мой предок значился и в списках землевладельцев Российской империи. Дальнейшая судьба К .О. Говорушко, к сожалению, неизвестна, но очевидно, что его дальнейшей карьере помешала революция. 

Кстати сказать, нужно было еще доказать, что это на самом деле один из многочисленных сыновей моего прадеда Осипа Петровича Говорушко.  Как ситдетельствует Метрическая книга Поболовской Петропавловской церкви, скончавшегося от старости в возрасте 78 лет 30 декабря 1993 года в деревне Остров. К сожалению, послужного списка  К.О. Говорушко мне пока обнаружить не удалось, но косвенные данные подтверждают вышесказанное предположение. Из Национального архива республики Адыгея мне прислали выписку из «Метрической книги о рождении, браке и смерти Александровской церкви гю Майкопа»  за 1912 год. Она свидетельствует, что 26 сентября в этой церкви « крестяьнин Минской губернии, Бобруйского уезда.Турковской волости, деревни Остров Петр Иосифович Говорушко и  жена его законная Варвара Марковна, оба православные « крестили сына Алексея».  Воспреемниками были учитель 7-го смешанногоучилища Николай Николаевич Демиденко и домашняя учительница Клавдия Козьминишна Говорушко». Понятно, что брат приехал в гости к старшему брату в Майкоп, где и родился сын Алексей, а воспреемницнй, иначе говоря крестной, стала его двоюродна сестра. Кстати, Алексей Петрович Говорушко в годы Великой Отечественной войны был призван на фронт из Бобруйска, где и погиб. Его имя выбито на памятной стелле погибших земляков  у деревни Остров.

Как же мой двоюродный  дед  по отцу из деревни Остров попал в Майкоп? Вероятнее всего, был призван в армию и отправлен на Кавказ, где  и сделал блестящую для молодого крестьянина карьеру. Тем не менее, можно с полным основанием утверждать, что до средины Х1Х века крестьяне, носившие фамилию Говорушко, компактно проживали на территориях Минской и Могилевской губернии, в деревнях вокруг Бобруйска, Рогачева, Кормы и др.. Здесь рождались, росли, женились, зачастую  даже на своих двоюродны и троюродных сестрах, отсюда их забирали в солдаты, сюда же они и возвращались, если не погибали.

Массовое расселение  крестьян   с фамилией Говорушко  из Белоруссии
по российским городам и весям, а также по всему миру  началось в начале  ХХ века и усилилось во время Столыпинской аграрной реформы. Недавно  в «Одноклассниках» я получил письмо от Валентины Васильевны Рязановой( (Говорушко)   из Кемеровской области. Оказалось ее дед Николай Леонтьевич Говорушко, отец которого  Леон Никитин (Никитович) Говорушко был шафером на свадьбе моего деда, переселился с женой и четырьмя детьми  в Иркутскую область в 1912 году  из деревни Остров. Семейное предание гласит, что по примеру многих еврейских семей поначалу собирался в Америку, точнее в Калифорнию, но в Сибири пообещали хороший земельный надел и он передумал. В Сибири у него родились еще двое сыновей и две дочери, один из них  - Василий был отцом Валентины. Другой – Сергей, кстати сказать, в последствии взял фамилию Говорушкин. Еще одно подтверждение того,  что у людей с этими фамилиями общие предки.

Грибные люди

Как и когда произошла фамилия Говорушко? В интернете полно сайтов, рассказывающих об истоках различных фамилий. Набираю свою, дальше идут вопросы – ваш электронныйц адрес,  имя – отчество, имя - отчество отца, матери,  где родились? и т.д. И наконец, после ответа на десять-пятнадцать вопросов появляется интригующая и завлекательная надпись: обнаружены дворянские корни, гоните, мол, денежку... Но я-то теперь знаю: Говарушки – однозначно из крестьян, и никому из них дворянство не жаловалось. Выходит, обманывают, чтобы получить опрекделенную суммц за составление «мнимой» родословной.

Но есть сайт ( www.ufolog.ru/names/order/Говорушко), на котором без всяких вопросов приводятся две версии. Фамилия произошла от произвища «говарушка», а произвище - от названия грибов.. Или от слова говорить. Авторы больше склоняются  к первому предположению, считая второе маловероятным, так как слово «говор» в те времена означало нечто другое, чем сейчас: шум, гвалт. Справедливости ради сообщу, что кое-кто высказывает  и третье предположение: так называли в старину мастеров, что делали гармошки-говорушки. Мне оно тоже кажется притянутым за уши: гармошки эти стали делать в девятнадцатом веке, а фамилия от произвища произошла, думается, в концк ХУ – начале ХУ1 веков, во времена Великого Княжества литовского, если не раньше.

Между прочим, историки проверили родословную А.С. Пушкина, которую он изложил в стаье «Начало автобиографии». Помните – «Мы ведем свой род от прусского выходца  Радши или Рачи...» Но нам интересен не столько Радша,  сколько происхождение фамилии Пушкин. Так вот, в Государевом родословце, составленном в ХУ1 веке, обнаружили  упоминание о Григории по произвищу Пушка. Выяснилось, что этот предок поэта жил в середине Х1У века и имел фамилию и имя-отчество: Григорий Александрович Морхинин. Но так и осталось загадкой, почему его дразнили Пушка, ведь пушки в те времена только появились. То ли он был громогласным, как пушка, то ли приставлен был к орудию, то ли еще что...  Для нас здесь важно то, что дети этого самого Григория Пушки были не уже не Морхинины, а Пушкины. Выходит, фамилии стали образовываться от произвищ  еще в Х1У веке.

Так вот, после многих размышлений, прислушавшись к своей интуиции, голосую за первый вариант – наша фамилия произошла от произвища, связанного с  местным названием грибов. А произвища такого рода довольно древние: специалисты утверждают, что прозвища от природных объектов у славян  стали  появляться довольно рано – в Х –Х1 веках.  Слова же«говор», «говорить» как уже упоминалось выше, стало употребляться в его сегодняшнем понимании гораздо позже. Самое раннее упоминание относится к первой половине Х1У века. Так свидетельствует берестяная грамота, обнаруженная в Новгороде. Конечно же, и от слова «говор» появился целый ряд фамилий: специалисты пишущие для вышеупомянутого сайта www.ufolog.ru приводят одиннадцать: Говор, Говорин, Говорков, Говорливый, Говоров, Говоровский, Говорский, Говорун, Говорунов, Говоруха, Говорухин. Там же подчеркивается, что «первое упоминание об однокоренном именовании датируется ХУ1 веком. В «Ономастиконе» .Б. Веселовского упоминается Говорухин Семен Григорьев, откупщик. 1569 г . г. Владимир».

Думается, сейчас вряд ли кто-нибудь из серьезных специалистов по генеалогии, истории или лингвистики всерьез займется исследованием происхождения фамилии Говорушко, несмотря на всю ее трогательность. Если такое даже случится, и ему, полагаю, вряд ли удасться придти к однозначному научно обоснованному выводу. Личность первого человека с такими прозвищем и фамилией установить вряд ли удасться. И Государев родословец здесь не поможет, крестьян туда не заносили. Значит, этим гипотетическим специалистам,  как и мне, журналисту, придется довольствоваться лишь более-мнее вероятностными предположениями.

Впрочем, кому из носителей нашей достопочтенной фамилии больше нравится второе  предположение, как говорится, флаг в руки, доводов при желании можно найти предостаточно. Третью версию про гармошку –говорушку мне вообще трудно рассматривать всерьез.

А вот почему в то или иной местности так называются некоторые виды грибов –  вопрос для микологов. Кстати, есть и тут две версии. Первая: многие из этих грибов перед употреблением нужно отварить, отсюда – варушки. От варушек чисто этимологически недалеко и до говарушек. Вторая: некоторые из говарушек – галюцигенные. Употребление их делает человека веселым и разговорчивым. Но, повторяю, последнее слово здесь за микологами, если они когда-нибудь на этот счет решат высказаться..

Еще одно наблюдение в кассу, как говорится. Грибы эти, в частности,  так называют луговые опята в Смоленской области,  часто растут обширными семьями - мал мала меньше. А Говорушки, как впрочем и представители других фамилий, в давние времена, не то, что нынешние, были очень плодовитыми - в большинстве семей было по девять, а то и двенадцать детей. Моя бабушка, как вы помните, родила одиннадцать. Так и представляется, сидят они все за столом, во главе которого отец с матерью, да еще двоюродные братья и сестры в гости пришли! Кто-то посмотрел на эту картину и произнес в восторге: ну чем не говарушки! Это уже, как понимаете, не совсем  всерьз, но все-таки...

Грибов «говарушек» в юго-восточных районах Белорусии, где я родился и вырос,  нет. Если и есть, то носят  они другое, название, мне неизвестное.Значит. люди Говорушки прибыли из других мест. Откуда? Вопрос для первоклассника: оттуда, где водятся грибы под названием говарушки... А водятся они, как уже упоминалось, в нынешней Смоленской области. Вот цитата из блога, посявященного истокам фамилии: « В Смоленской области луговой опенок называют «говарушкой». У меня с тех мест были бабушка с дедушкой, царство им небесное. Собирал с ними грибы с пяти лет и привык к этому названию. Хотя быстро разобрался, что в Подмосковье их называют весенними, луговыми или летними опятами...», Да и кроме луговых опят есть еще целый ряд видов «говорушек» родом из Смоленских и Калужских лесов. Кстати, западная часть нынешней Смоленской области и Белоруссия находились под юрисдикцией Великого Княжества Литовского.

И тут я вспомнил, что в Ревизских сказках за 1911 год рядом с записью «Петр Михайлов Говорушко» стояло: привезен помещиком Гриневичем из Чериковского уезда... Михаил Гриневич перевез в имение Поболово не только этого Говорушко, но и других, в частности, и его однофамильца Лукъяна Павлова (Павловича). Позже, по велению  может быть уже другого помещика кто-то из Говорушек был переселен из местечка в близлежащую деревню Остров, принадлежащую к имению Поболово.

А Чериков, между прочим, стоит на полноводной реке Сож, берущей  начало именно в Смоленской области. Известно, что миграция в старые  времена шла преимущественно по водным артериям. Кстати сказать, такое предположение высказал и Владимир Николаевич Говорушкин, неутомимый исследователь своего рода, предки которого были выходцами из Быховского уезда Могилевской губернии. Жили они в селах Боровая Глинка и Почтовая Глинка, нынешнего Кормянского района Гомельской области, откуда, кстати, рукой подать до моего Рогачевского района. Обе Глинки  разделяет все та же река Сож.  Через Почтовую Глинку проходил Екатерининский тракт по которому Говорушки могли попасть в Москву, а также добраться и до Украины.

А как же Говорушки добрались до Западной Белоруссии? Точных данных на этот счет у меня нет, но известно, что многие богатые помещики ( те же Радзивилы, например) во времена ВКЛ и более поздние владели имениями как в Восточной, так и в Западной Белоруссии. Если тот же Михаил Гриневич перевез несколько
Говорушек в качестве дворовых крестьян в Поболово из Чериковского района, то вполне можно предположить, что таким же образом люди с этой фамилией оказались и в Западной Белоруссии.

Капля меда для тех Говорушкиных, что считают свою фамилию оригинальной, а не измененной от Говорушко. В частности, проживающих в деревне Родьковка Сеславичского района Смоленской области. Вполне, вполне вероятно, что фамилия в таком виде прямо произошла от произвища «говарушка» (белорус.)  или «говорушко», если по-русски. Помните - Пушка и Пушкин?

...А теперь, мужчины и женщины Говорушко и Говорушкины, приглядитесь к фотографиям на сайте «Одноклассники»:  в нашем облике есть что-то явное или малоуловимое, но общее... Уже не говоря о том, что большинство из нас любят поговорить и за словом в карман не лезут; заядлые грибники; любители сельской жизни и природы и даже ее защитники. Все или почти все жизнелюбивы, толерантны, законопослушны. И как утверждает музыковед из Санкт-Петербурга Жанна Пересветова (Говорушко), племянница  одного из самых, пожалуй, известных представителей нашего рода - Петра Ивановича Говорушко, композитора и выдающегося баяниста, родившегося, кстати, в Красном Береге - мужчины до преклонного возраста моложавы и женолюбивы. Покойный ее дядя, признается она, яркий тому пример.

На основании всего вышеизложенного  выскажу еще одно очень вероятное предположение, греющее мне душу. Его можно проверить разве что генетическими исследованиями. На мой взгляд, все Говорушки и Говорушкины, где бы они не жили, - из одного корня! Более того, не исключаю, что все мы находимся в родстве: оче –е –е – нь, очень дальнем, дальнем, близком и очень близком. 

P.S.  Не исключаю, что защищаемая мною версия происхождения фамилии от произвища, связанного с названием грибов, да еще не всегда съедобных и сорных,  вызовет споры в сообществе Говорушек-Говорушкиных. (Лучше бы, конечно, если бы в каком-то районе Смоленской области так назывался один из видов боровиков.) Признаюсь, в какой-то мере на них и рассчитываю, ведь в  так, говорят,  рождается  истина. Паче чаяния, вдруг кто-то возьмется и в каком-то из архивов отыщет точные  данные о первом носителе нашей фамилии или прозвища. И, если точно выяснится, что все мы говорливы не случайно, а генеалогически. Буду только рад. 



,

1 комментарий:

  1. Спасибо, Эдуард Лукич. Логично и занимательно. Думаю, моя фамилия, так же от прозвища. Единственно, есть Политай и Полетай. Есть над чем поработать. Спасибо отдельное за адрес архива. С уважением, Игорь Николаевич Политай. Санкт-Петербург.

    ОтветитьУдалить